Быстрый поиск по каталогу


        Регистрация


Корзина
Ваша корзина пуста

Новости и события

18.12.2009

Рокировка на рынке мобильных ПК

При подведении итогов III квартала 2009 г. ПК IDC отметила, что при общем сокращении количества поставленных на российский рынок компьютеров на 31,9% по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г. сегмент ноутбуков пострадал меньше остальных – его объем сократился на 29,3%.

Зарина Камытбаева, ведущий аналитик IDC по рынку ПК считает, что поставки ноутбуков превзошли все ожидания. Она объясняет это тем, что «дефицит товара, образовавшийся в начале квартала из-за сдержанных поставок в течение первого полугодия, вылился в увеличение поставок во второй половине квартала, а также в размещении большого количества заказов на четвертый квартал – в расчете на высокие объемы предновогодних продаж».

В то же время IDC отметила, что в пятерке лидеров ноутбучного сегмента произошли определенные перестановки – если Acer, ASUS, HP, Samsung по-прежнему занимали в III квартале года ведущие позиции, то Toshiba, еще во II квартале располагавшаяся на третьем месте в рейтинге, покинула список TOP5. Зато в «пятерку» вошла Lenovo, которая, по расчетам IDC, смогла увеличить в III квартале поставки ноутбуков в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и занять пятое место.

Как зафиксировали аналитики IDC, в III квартале продолжал расти объем поставок в Россию нетбуков, доля которых в этом квартале составила 22,7% от всех поставленных на рынок ноутбуков, превысив прошлогодние показатели на 3,1%. «Toshiba во время кризиса заняла несколько консервативную позицию, выжидающую, - утверждает Зарина Камытбаева. – Она больше сконцентрировалась на маржинальных продуктах, т.е. на поставках high-end ноутбуков, в то время как Lenovo «заместила» Toshiba в среднем ценовом сегменте, а также активно занималась продвижением нетбуков».

«Прежде всего, хотел бы упомянуть, что в течение почти трех лет со II квартала 2006 г. мы стабильно занимали место в тройке лидеров на российском рынке ноутбуков, лишь в единичных кварталах уходя на IV-е место, наша доля колебалась от 9% до 14%, - сказал Игорь Снытко, Генеральный менеджер региона СНГ и Балтия, компьютерные системы Toshiba. - Но 2009 г. прошел непросто – первую его половину усилия были направлены на то, чтобы освободить склады дистрибьюторов от больших запасов наших продуктов, созданных в конце 2008 г., что в свою очередь привело к очень значительным  расходам. К лету мы смогли заметно снизить складские остатки, консервативно относясь к новым поставкам».

Он заявил, что во второй половине 2009 г. конкуренты Toshiba и канал были настроены очень оптимистично, у всех было желание много продать и за 2-3 месяца вернуть все то, что было потеряно за первую половину года. «Принимая во внимание это, а также отсутствие оснований для полноценного восстановления потребительского спроса, было решено, что в III и IV кварталах 2009 г. не будем бороться за места в рейтинге, а поставим то количество ноутбуков, которое позволит обеспечить их наличие у ключевых партнеров. Вновь нести убытки крайне нежелательно».

Вдобавок он отметил, что в середине года возникли определенные проблемы у поставщиков компонентов, что привело к задержке поставок товара в срок на фоне растущего спроса в мире и растущих ожиданий у конкурентов и канала в России. «Задержки в поставках продолжались и в IV  квартале - товар, который заказывался на сентябрь-октябрь, пришел в Россию в конце ноября - в декабре».

Игорь Снытко объяснил это тем, что не оправдались ожидания канала на подъем спроса в конце 2009 г.: «В экономике России не произошло системных подвижек, которые могли бы кардинально повлиять на спрос со стороны потребителей. Потребительские кредиты остались относительно недоступны, и доля покупок ноутбуков с использованием потребительского кредитования несравнима с 2008 г., когда это был один из основных «двигателей» на потребительском рынке. Корпоративные клиенты пересмотрели свои бюджеты, переориентировались на более длительные сроки эксплуатации компьютеров».

Он отметил, что, согласно отчетам IDC и GfK, значительная часть роста в сегменте мобильных ПК обеспечивается за счет розничных продаж нетбуков. Но, по словам Игоря Снытко, Toshiba в России не стремится активно продвигать нетбуки, так как этот сегмент рынка характеризуется жесткой конкуренцией и нестабильностью: «Мы фокусируем свой бизнес на продаже классических полноценных ноутбуков, которые традиционно ценятся потребителями, в которых мы реализуем современные технологии. Такова наша стратегия, и мы придерживались ее в III-IV кварталах 2009 г.».

При этом он сказал, что Toshiba поставила в эти два квартала такое количество ноутбуков, которое позволило ей войти в 2010 г. с минимальными складскими остатками у дистрибьюторов, создав тем самым хорошие стартовые позиции для возврата на прежние позиции в рейтинге и достижения доли на рынке на уровне 10%. В I квартале 2010 г. компания начинает поставки новых моделей ноутбуков на базе платформы Intel с процессорами Core i3, i5 и i7 и новую маркетинговую кампанию.

В то же время Артур Вей, вице-президент Lenovo Group и генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и СНГ, объяснил, благодаря чему стали возможными успешные продажи продуктов его компании в России: «Во-первых, мы были единственным производителем ноутбуков на российском рынке, который в конце 2008 г. – начале 2009 г. поддержал своих канальных партнеров. В то время они испытывали проблемы с ликвидностью, и Lenovo выделила инвестиции для кредитования партнеров, что позволило сохранить наш общий бизнес в России и укрепить взаимоотношения с каналом. Во-вторых, в 2009 г. мы регулярно, не реже раза в квартал встречаемся с ведущими партнерами, анализируем ситуацию на местном рынке, выбираем вместе с ними оптимальную тактику и планируем свои действия. Это позволило нам уверенно наращивать продажи продуктов Lenovo в течение первых трех кварталов 2009 г.».

Еще одним фактором, повлиявшим на успешность продаж продуктов Lenovo, стало наличие в них встроенных адаптеров WiMAX. Как сказал Артур Вей, Lenovo заключила соглашение с Yota, российским поставщиком доступа в Интернет, которая активно рекламировала свои услуги беспроводного доступа в Сеть: «Как подтверждают наши партнеры – розничные продавцы, возможность выхода в Интернет с использованием WiMAX для покупателей стала одним из важных аргументов в пользу выбора наших нетбуков и ноутбуков».

Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE




Обратно к новостям